Уроки депрессии (прогноз на следующий кризис, написанный в 2011 г.)

Неблагоприятное влияние кризиса в США на российский бизнес началось задолго до обвала октября 2008 года. Разбираясь в вопросе, я с удивлением обнаружил, что падение нашего фондового рынка началось ещё в конце 2007 года, однако предупредительные меры принимали немногие бизнесмены. Все надеялись, что ситуация плавно выправится. Что же, кризис наступил (для большинства — неожиданно) и закончился. Сделаем заметки на будущее? Тем более, что сейчас аналитики прогнозируют второй виток.
Бизнес очень похож на метеорологию в части прогнозирования. Есть научные системы предсказывания перемен. Можно предсказать тенденции. Но называть сроки и масштабы – неблагодарное занятие. И директору компании, как капитану корабля, приходится в конце концов самому принимать мучительное решение – продолжать плавание в штатном режиме, рифить паруса или уже искать убежища?
Я точно так же, как многие менеджеры-аналитики, не сумел предсказать обвал, который мог унести компанию в могилу. Хоть мы и выжили, страшный ноябрь, когда уровень продаж опустился так низко, что встал вопрос о платежеспособности по кредитам, принес массу нервов всему коллективу. Осталось также сожаление об упущенных возможностях – если бы мы были готовы, общим спадом можно было воспользоваться для удара по ослабевшим конкурентам. Что я действительно смог сделать для своей компании – это по горячим следам ответить на два вопроса – когда будет следующий кризис и как к нему подготовиться?
Обратившись к численным методам, я составил для себя следующую картину. Традиционные методы экстраполяции, которыми по-прежнему пользуются большинство аналитиков, работают только в условиях плавного течения процессов. Чтобы предсказать обвал или скачок, нужны другие методы. Как бывший специалист-радиофизик, скажу, что обвал рынка относится к сильно нелинейным задачам – к примеру, образования волн-солитонов или опрокидывания волны на мелководье. Такие задачи стали успешно решаться недавно (по научным меркам), они все еще на переднем крае науки. Так что в будущем мир научится предсказывать, когда произойдет крах очередного пузыря. Но к следующему кризису мы всё ещё подойдём с чистыми наивными глазами.
Пролистав историю экономических кризисов, я делаю вывод, что он ждёт нас примерно в 2016-2018 годах, и он точно будет. Восьмидесятые – кризис системы кредитования в США, скрытая инфляция в форме дефицита в СССР. Начало девяностых – ипотечный кризис в Японии. Конец девяностых – кризис «доткомов» в США. Середина 2008 г. – пик мирового кризиса, спровоцированного ипотечным бумом в США. Заметьте – ипотечный кризис однажды уже случался, но в другой стране. Кого это научило?
С некоторой вероятностью понятно, в какой отрасли вырастет следующий финансовый пузырь – сейчас наибольшее внимание прессы делят между собой стремительно растущие нанотехнологии и альтернативная энергетика.
К ответу на вопрос «что делать». Во-первых, нет смысла избегать вложений в упомянутые выше отрасли. Они только спровоцируют финансовый пузырь и обвал. Как мы наблюдаем сейчас, перегретая отрасль запускает кризис, страдают же потом все.
Самыми сложными являются первые два-три месяца. Поэтому следует держать денежный запас. Это не отменяет кредитования предприятия. Когда экономика быстро и устойчиво растет несколько лет подряд, поддержание резерва начинает казаться абсурдным. Тем более, если ваше предприятие владеет дорогим имуществом (например, недвижимостью), которое само по себе кажется надежным резервом.
Ценность живых денег для выживания предприятия в условиях, в которых мы все оказались осенью 2008 года, не соразмерить ни с какими другими активами. Если вам все еще кажется ненормальным, что вы берете кредит на товарооборот, а у вас лежат миллионы на депозите, вспомните, что в самолетах, самых хрупких и легких аппаратах, созданных человеком, изрядная доля веса приходится на дублирующие системы в жизненно важных узлах – двигателе, органах управления, шасси. Полет на самолете без дублирующих систем стоил бы существенно дешевле. Но вы бы на нём полетели?

Анализируйте язык, а не биржевые индексы

Возможно, бизнесменам следует оторваться от изучения цифр и графиков и повнимательнее прислушаться к речам окружающих. Излишнее единодушие и узость тем разговоров — это дыхание приближающегося кризиса.
19 июля 2011 года группа европейских исследователей-кибернетиков опубликовала результаты анализа 18 000 статей из ведущих деловых изданий The Financial Times, The New York Times и BBC. Исследователи считали количество используемых штампов, глаголов и существительных в текстах. В тот момент, когда индексы DJI, NIKKEI-225 и FTSE-100 вышли на предкризисные показатели в 2007 году, язык финансовых экспертов и репортёров стал крайне однообразным. А сразу после обвала активный словарь рыночных комментаторов снова резко обогатился.

Правительство и кризисное регулирование

До октября 2008 года правительство утверждало, что кризис пройдёт мимо России стороной. В конце концов министр финансов Кудрин признал обратное, и всё равно его выступление для прессы было куда более оптимистично, чем развернувшиеся после этого события.
У правительства страны есть аналитический аппарат, который смог бы предупредить бизнес-сообщество о приближающемся кризисе. Государство кормится сбором налогов, значит, оно заинтересовано в том, чтобы налогоплательщики не пострадали от кризиса. Почему нас предупредили так поздно? Руководство страны боялось паники?
Возможная причина задержки может быть в том, что чиновники были заняты выведением с рынка собственных активов. И это согласуется со словами некоторых высокопоставленных банкиров. За 2 дня до того, как население бросилось снимать деньги с депозитов, в банки обратилось ограниченное количество людей (например, на наш город-миллионник – около тысячи), снявшие со счетов суммы от 5 до 100 миллионов рублей каждый. Деньги уносили чемоданами, как в голливудских фильмах.
Может, и не все чиновники уносили деньги. Возможно другое: правительство боялось выступить чёрным вестником. У россиян есть привычка выбирать самый радужный из возможных сценариев, и высшие чины правительства — не исключение.
Руководители средних и малых предприятий, у которых автор статьи брал интервью в 2009-2011 году, говорили, что ждали — вот-вот, и обещанные 50 миллиардов долларов превратятся в льготные кредиты и спасут положение, но они уплыли за границу. Даже если правительство хочет помочь, оно пока не умеет. Поэтому ждать помощи от него не стоит – ни информацией, ни деньгами.
Роман Назаров для журнала "Управление сбытом", 2011 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

А вы что думаете?