Как я научил ребенка зажигать плиту

Мой сын Артём панически боялся зажигать огонь. Стоило предложить ему попытаться, как страх на глазах сковывал ребёнка. Меня с моим брутальным подходом к воспитанию это всегда жутко раздражало … но увы, любые попытки принудительно заставить или устыдить только ухудшали ситуацию, его сопротивление после них каждый раз усиливалось.

При этом Артём очень любит вермишель. Мы с супругой несколько раз предлагали ему научиться готовить это блюдо, но каждый раз прогресс упирался в необходимость зажигать огонь и останавливался. Нынешним летом нам удалось-таки разрешить проблему
Pixabay.com, свободные фото CC0.

Началось с того, что я впервые посвятил его в теорию самообразования – для нас это важный вопрос, поскольку учится мой сын на семейном обучении и мы, родители, заинтересованы в том, чтобы повысить его учебную самостоятельность.
Рассказав ребёнку об основных этапах самообразования, я предложил ему попробовать применить её, по всем правилам освоив какой-нибудь нужный ему практический навык. Для начала – записать на листке бумаги свою цель и спланировать этапы по её достижению. Когда он показал мне заполненный листок, я не удивился, увидев в графе «Цель» запись: «Приготовление вермишели». А одним из этапов значилось «Перестать бояться огня».
Я пообещал сыну, что придумаю, как преодолеть этот сложный этап. И придумал.
Когда на следующий день мы продолжили, я заявил Артёму, что ему вовсе не нужно «переставать боятся огня». Он изумленно вытаращил глаза. «Ты можешь научиться зажигать огонь и по-прежнему его бояться, – объяснил я. – Одно другому не мешает. Есть страх, а есть опасение. Первый вреден, потому что сковывает. Второе полезно, потому что приучает быть осторожным».
Я привёл ему примеры. Нужно с опаской ходить по обледеневшим зимним тротуарам; с опаской лезть на дерево; с той же опаской переезжать через железнодорожные рельсы на велосипеде. Но избегать зимних улиц, деревьев или переездов нет смысла.
У Артёма был такой вид, словно он только что открыл новый закон природы. И он больше не выглядел напуганным. Ему явно хотелось попробовать, каково это – опасаться, но не бояться.

Маленькими шагами, с удовольствием

Я понимал, что одной словесной интервенции не хватит, чтобы полностью снять барьер страха. Но верил, что если задачу упростить до предела, сын справится.

Для начала я предложил ему простейшую задачу. Выложил перед ним несколько десятков спичек без серных головок и предложил научиться зажигать их от свечки, от её маленького безобидного огонька. Он легко и с удовольствием проделал это десяток раз.

Мы перешли к более напряженному этапу – поджигу спички от газовой конфорки на маленьком огне.

Тут вскрылась проблема, которую я не предвидел заранее: у ребенка проявился страх и его рука задеревенела. Ему бы потушить спичку, а тот самый хлесткий мах не получается.

Пришлось отложить поджиг и потренировать навык тушения спички. Я взял его за руку и мягко подвигал ею, чтобы в мышечной памяти отложить нужное движение. Потом я предложил ему помахать горящей спичкой на манер дирижерской палочки, свободно и изящно.

После этого тушение спички стало получаться и мы вернулись к плите. Увеличили напор газа до максимального и проделали упражнение ещё несколько раз.

На всё это ушло 40 минут. Я решил дать ребенку отдохнуть до следующего дня. Было понятно, что я, наконец, нащупал правильный подход. Подавленность Артёма сменилась воодушевлением, он радостно тараторил и уж точно не тяготился завтрашним днем.

Операция "Плита", день второй


В этот день мы начали урок с регулировки высоты огня на конфорке, поскольку раньше у ребёнка плита всегда гасла, когда он пробовал уменьшить огонь.

Научились затем поджигать спичку от одной конфорки и от неё поджигать вторую конфорку.

Это получилось не сразу, так как Артём норовил огонь открыть поменьше. Объяснение, что это не делает процесс безопаснее, не помогло. Пришлось на ходу придумать ещё одно упражнение: открыть газ до такого уровня, чтобы стало слышно, как он шумит, и снова закрыть. Открыть, услышать шум – и снова закрыть.

После этого поджиг одной конфорки от другой пошёл гладко. Чтобы сделать процесс увлекательнее, я предложил сыну взять бумажку и ручку и на каждую удачную попытку рисовать звёздочку.

Следующее задание – поджиг спички от коробка. Простое, казалось бы, движение, но только с позиции взрослого, проделавшего его тысячи раз. Ребёнка пришлось учить прочно зажимать спичку двумя пальцами, а потом перехватывать за кончик, держать коробок боковой полоской к себе и делать уверенный чирк.

Но и это, наконец, позади, и мы переходим к финалу: поджиг спички от коробка и сразу розжиг плиты. К этому моменту я наловчился предугадывать, что может пойти не так, и объяснил Артёму заранее, какие трудности у него появятся. Во-первых, когда он зажжёт спичку, то начнёт метаться в поисках места, куда положить коробок. А спичка в его правой руке будет колыхаться и либо погаснет, либо обожжёт пальцы. И мы отрепетировали движение: он встаёт прямо перед плитой, место под коробок определено заранее, загоревшаяся спичка держится над конфоркой ровно горизонтально.

И первый же розжиг прошёл удачно. Ура! Повторяем десять раз, рисуем десять звёздочек.

Сын не скрывал радости и явно гордился собой. Я предупредил его, что за ночь мозг забудет новый навык и его придётся порепетировать ещё два дня, пока он станет уверенным. Но это его не остудило.

Кажется, что долго и нудно? Ну что же, два раза по 40 минут -- много это или мало на то, чтобы справиться с многолетним страхом?

PS. Пока мы вдвоём крутились на кухне, у меня появилась идея провести занятие по огнеборству в квартирных условиях. Поставьте лайк или сделайте репост, если вам это интересно.

PPS. И ещё вопрос: удобнее будет текст или видео? Пишите.

Мой блог плавно переезжает в Телеграм. Заходите, буду рад вас там видеть.

3 комментария:

  1. Давайте видео. Очень полезная информация

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за голос. Пересмотрю формат, чтобы встроить видео.

      Удалить
  2. Спасибо за голос. Учту для будущих постов :-)

    ОтветитьУдалить

А вы что думаете?