ЧМу радуетесь?

Российские города, принимающие чемпионат мира 2018 FIFA , получили крупные федеральные транши и использовали их на решение важных местных проблем. Казалось бы, это выгодно горожанам, но не все остались довольны. Побеседовав с жителями Нижнего Новгорода, я узнал о рисках и проблемах, которые городу принёс большой футбол.
(c) god2018.com
83% жителей Нижнего Новгорода поддерживают проведение в городе матчей чемпионата мира, говорит глава региона Валерий Шанцев. Областной минспорта приводит даже более оптимистичную цифру – 93 жителя из ста.
Методика опроса не раскрывается. Даже если эти данные отражают реальные настроения, давайте взглянем на них с другой стороны: от 7 до 17% горожан, а это примерно 100-250 тысяч человек, имеют те или иные возражения. И в администрации, и в общественных институтах заметно нежелание прислушиваться к этим людям: почему, мол, большинство должно поступаться своими интересами ради вас?
Опыт развитых стран показывает, что меньшинством необязательно двигают эгоистические соображения. Часто оказывается, что у него есть информация, большинству недоступная или не принимаемая достаточно серьёзно. Проявив внимание к несогласным, можно выявить и устранить важные риски, от чего и большинство выиграет – такой вот парадокс. Я беседовал с представителями разных слоёв общества и узнал, какие аргументы против участия города в чемпионате мира выдвигают недовольные жители Нижнего Новгорода.

Достали нас – достанем вас

Если идти по направлению от нового стадиона, больше всего негативно настроенных горожан вы встретите в первых рядах ближайших к стадиону домов, относящихся к микрорайону Мещёра. Люди жалуются на интернет-форумах, что шум строительной техники не даёт выспаться, а администрация заявляет, что официальных жалоб считанные единицы.
Это только прелюдия. Новая четырехполосная магистраль отделит жилые дома от набережной Волги, где люди раньше любили отдыхать. Люди не в восторге и от шума, который она будет создавать, и от необходимости пересекать скоростную дорогу по пути в зелёную зону.
Некоторые выражают опасения в связи с обеспечением общественного порядка в дни чемпионата. Защитят ли их от шума и вандализма, сопровождающих футбольных болельщиков? Областная администрация и управление МВД схему охраны города на время матчей не раскрывают, ссылаясь на режим секретности, и внятных гарантий не дают.
Сами жители предлагают разные решения проблемы, вплоть до даже радикальных: окружить целые кварталы сетчатой оградой. Многие говорят, что в дни матчей воздержатся от поездок по городу или уедут на отдых за город. Ради справедливости надо сказать, что немало и тех, кто с предвкушением ждёт возможности окунуться в спортивный праздник.
Городские власти обещают, что компенсацией за неудобства станет новая облагороженные набережная с велодорожками. Удовлетворит ли это людей?
В Петербурге я наблюдал пример подобного решения, реализованный крайне неудачно. На набережной Невы есть участки, где между соседними пешеходными переходами может быть пара километров. Широкий тротуар, идущий со стороны реки, по этой причине пустует.
Характерно, что ни один из моих собеседников не помнит, чтобы изменения городской среды выставлялись на обсуждение. Все описанные проблемы можно было решить, если бы жителям дали возможность покритиковать проект.

Оказались в нужном месте

Во втором ряду спальных кварталов градус оптимизма заметно выше. Неудобства от строительных работ здесь не чувствуются, а ожидание улучшений есть – городские власти заложили в бюджет 2017 года серьёзные средства на ремонт фасадов и замену асфальта во дворах.
– Близость к стадиону дает надежду на повышенную благоустроенность нашего района, – говорит один из моих респондентов Андрей Марушин. – Посмотрим, как его преобразят.
Большинству кварталов ремонт действительно нужен. Одна из моих собеседниц, мама двоих сыновей, каждый день садится за руль, чтобы отвозить детей в школу, детский сад и секции. Она говорит, что разбитый асфальт во дворах очень утомляет, и искренне радуется переменам.
Таких жилых массивов немного в масштабах всего города – судя по заявленным планам, исторический центр и микрорайоны, наиболее близкие к непосредственному месту проведения матчей. Если отойти от нового стадиона дальше, снова появляются недовольные голоса, и тут вскрывается вторая проблема города, связанная с чемпионатом мира.

Праздник из последних сил

На подготовку к чемпионату Нижний Новгород получает от федеральных властей 36 миллиардов рублей. Из них 15-17 миллиардов (по разным источникам) идут на строительство стадиона, остальное на новый аэропорт, расширение метро и ряд других объектов. По отзывам горожан, именно эти инвестиции стали главной причиной, почему они поддерживают футбольный проект.
Однако всего на подготовку город потратит 70 миллиардов, почти в 2 раза больше. Ряд признаков говорит, что непосильная ноша буквально согнула всю область в три погибели.
Многие жители отмечают, что уход за домами и дворами в последние 5 лет становится всё хуже, при том, как коммунальные услуги непрерывно дорожают.
Знакомые мне работники спортивных школ говорят, что финансирование детского спорта в тот же период также было урезано до минимального уровня. В первую очередь пострадала программа выездных соревнований и финансирование поездок фактически переложено на плечи родителей и меценатов. Это снижает интерес детей к занятиям спортом, говорят тренеры, а без опыта всероссийских соревнований падает уровень спортсменов в регионе. Это, возможно, главный парадокс большого футбола в России.
Конечно, есть и позитивная сторона медали, ведь в дополнение к центральному стадиону регион получил несколько современных спортивных баз, новых или реконструированных. Это позволит местным спортсменам в будущем и самим тренироваться, и принимать иногородние спортивные команды для соревнований и учебно-тренировочных сборов.

Дороги: больше и хуже

Автомобилисты также испытывают смешанные чувства к футболу. С приходом в регион губернатора Валерия Шанцева в 2004 году дороги начали было улучшаться, но уже в 2012 году финансирование дорожного ремонта сократилось в 3 раза, а к 2016 году ещё в два раза. Состояние асфальта катится вниз не первый год и этой весной мы дошли до ситуации десяти-пятнадцатилетней давности, когда водители снова вслух ворчат на колеи и колдобины.
С другой стороны, строится ряд новых развязок и метро, так что после чемпионата на дорогах и улицах пробок будет меньше.
С этого года Нижний Новгород снова начинает усиленно ремонтировать дорожное полотно, начиная с «центральных улиц и гостевых маршрутов ЧМ 2018». В прошлом десятилетии администрации потребовалось не менее пяти лет, чтобы дороги во всём регионе стали лучше. Сколько понадобится в этот раз?

Неуместный цилиндр

Ценители городской архитектуры – еще одна группа, которая никак не определится, радоваться или огорчаться. Стадион, смахивающий на оплывшую от жара нефтяную цистерну, дисгармонирует по облику с изящным ансамблем исторической Нижегородской ярмарки: белоснежным Староярмарочным собором архитектора Монферрана, вызывающим в памяти лучшие виды Петербурга, собором Александра Невского, устремлённым в небо шедевром Льва Даля, и главным ярмарочным домом работы Иванова, нарядным как пряничный домик.
Администрация области в ответ на мой запрос ответила: место для стадиона выбирали не мы, а организаторы чемпионата.
С другой стороны, градоначальникам удалось под футбольный проект получить средства на ремонт фасадов на старинных купеческих улицах верхней части города, и этой новости действительно обрадовались все.

3 миллиона, Валерий Павлинович?

Сейчас иногородние люди, а тем более иностранцы на улицах Нижнего относительно редки. Большинство из них приехали по делам, а не за развлечениями.
Глава региона Валерий Шанцев мечтает к 2020 году довести туристический поток до 3 миллионов человек в год, или по 2 туриста на каждого жителя города. Ожидается, что Кубок конфедераций 2017 и чемпионат мира по футболу 2018 станут приманками, после которых заработает сарафанное радио.
Однако отельеры предчувствуют, что гостей будет меньше, чем планировалось. Программа строительства гостиниц была урезана как минимум дважды: из заявленных изначально 28 новых объектов осталось только 8 – говорят, инвесторы не нашлись. Нюх инвесторов – чуткий прибор, к которому стоит прислушиваться.
Слабость нижегородской туристической отрасли признают все, от редакторов городских масс-медиа до губернатора. В 2010 году я беседовал о развитии туризма на нижегородчине с почётным консулом Италии в Нижнем Новгороде Гвидо Сагоне и он задал вопрос: есть веская причина, чтобы иностранный турист предпочёл Нижний Москве, Петербургу или Сочам?
Прошло семь лет, но на этот вопрос по-прежнему трудно ответить. Да, город совершил большой шаг вперёд, и подготовка к чемпионату мира помогла в этом. Но и конкуренты не стояли на месте.
Что неприятнее, Нижний Новгород серьёзно проигрывает соседней Казани, ворвавшейся недавно в число лучших городов России для туристов.
Даже если амбициям губернатора в отношении туризма не суждено сбыться, можно ожидать, что услуги местных гостиниц благодаря чемпионату мира станут качественнее и доступнее. Как минимум, для делового туризма это благоприятный фактор.

Наш болельщик подождёт

Мой знакомый Дмитрий, истинный футбольный фанат, не проявляет большого энтузиазма при упоминании чемпионата FIFA.
– Я боюсь, там всё дорого будет, – говорит он. – Если будут распродажи, конечно, можно подумать… но думаю, при том ажиотаже билетов не хватит.
Минимальная цена на билет составляет 1280 рублей, и это самые невыгодные места – за воротами и на «галёрке». Опытный болельщик, Дмитрий говорит, что поле хорошо видно только с центральных трибун, но считает, что и дешёвые билеты на углах будут расхватаны желающими «почувствовать атмосферу и покричать вместе со всеми».
Пусть многие наши любителей футбола пропустят «домашний» чемпионат мира из-за дороговизны билетов, зато потом они смогут посмотреть много игр меньшей значимости уже на современном комфортабельном стадионе.
Но лишь в том случае, если администрация не сочтет слишком накладным содержание бетонного колосса. После расформирования местного футбольного клуба «Волга» – не добившегося больших успехов фаворита Валерия Шанцева – в городе не осталось клубов, способных подняться выше второго дивизиона. Муссируются слухи, что комплекс будет перестроен в торговый центр, но рядовых жителей, опять же, пока не приглашали к диалогу.

Почему нам дороги транши Москвы?

Беседуя с земляками, я не мог отделаться от ощущения, что все зациклились на ревизии материальных выгод, которые получит город: тут аэропорт, тут мост, тут метро… Даже те, кто выражал недовольство, уныло заключали: «Я что? Это же для пользы всего города». Один из собеседников, выражая общее мнение, заметил, что «это очень большие транши федерального центра, которые мы бы не увидели, если бы не чемпионат».
Все забыли, что расширение сети метро и автодорог началось до того, как Нижний Новгород попал в список городов, принимающих большой футбол. Мы всё построили бы и без чемпионата, хотя и не так быстро.
Никто из моих собеседников не упоминал интеллектуальное наследие чемпионата – видимо, это трудно для осмысления и оценки. А оно будет, ведь участие в глобальных событиях даёт доступ к передовым практикам ведения бизнеса.
Местные строители впервые на практике познакомились с экологическими стандартами строительства. Как сообщил Алексей Поляков, соучредитель и член Правления Совета по экологическому строительству в России, все стадионы, которые принимают матчи, по требованиям FIFA должны пройти сертификацию по стандарту BREEAM, в том числе «Стадион Нижний Новгород». Такие сооружения бережно расходуют энергоресурсы, построены из безопасных материалов.
Уникальный опыт работы плечом к плечу с иностранцами получат и те горожане, которым посчастливится попасть в число волонтёров чемпионата мира – это также касается всех 11 регионов, принимающих чемпионат мира.
Персонал для гостиниц собирали по всей стране и даже из-за рубежа, рассказали нам в пресс-службе отеля «Кортъярд Марриотт». После чемпионата, конечно, элитных сотрудников перебросят в другие «горячие» точки, но высокая культура гостеприимства останется.
Хорошо бы общество усвоило ещё один урок: уважение интересов меньшинства благотворно влияет на успех инициатив, затеянных в интересах большинства. Но этот вывод нам предстоит сделать самостоятельно.

Что получит Нижний Новгород к чемпионату мира?


  • Южный транспортный объезд
  • Международный аэропорт
  • Тренировочные площадки и базы в городах Нижний Новгород, Дзержинск и Бор
  • От 3 до 11 гостиниц
  • Станции метро «Стрелка» и «Волга»
  • Дублёр моста через Волгу, транспортная развязка к мосту
  • Реконструированный Молодёжный проспект
  • «Стадион Нижний Новгород»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

А вы что думаете?