Хороший ученик - это паровоз, а не вагон

В детстве я сам дошёл до одной метафоры, которая в корне изменила всё моё отношение к учёбе и постижению нового. На днях я написал сказку, чтобы передать эту метафору сыну. Вот она:

Путешествие Стива и Джима по дороге знаний

Это история о двух мальчиках. Стив и Роб учились в одной школе, у одного учителя. Но они по-разному относились к знаниям. Сейчас я объясню, в чём заключалось их отличие.
Теперь представь себе, что учёба – это дорога. Её финиш – окончание школы. Учитель и учителя были похожи на поезд, состоящий из паровоза и вагонов.
Роб был действительно похож на вагон. Учителю всегда приходилось тащить его за собой – учитель заставлял его выполнять разные задания, а Роб неохотно выполнял их.
Стив же был похож на маленький паровоз. Он всегда забегал вперёд большого паровоза-учителя и старался учиться быстрее и лучше, чем учитель требовал.
Сейчас ты увидишь, чем отличалась жизнь двух мальчиков.

Чтение
Стив читал больше, чем задавали в школе. Он выбирал интересные книги, которые никто не заставлял его читать. Например, однажды он захотел узнать, как жили викинги. Он сам попросил учителя найти подходящую книгу. Чем интереснее становилось Стиву, тем больше он читал. Много читая, Стив улучшил память и скорость чтения. А в результате он смог читать ещё больше, и он стал читать больше интересных книг. А учитель решил, что он не будет заставлять Стива читать неинтересные книги, которые требовали школьные правила.
Роб не хотел читать, поэтому учителю приходилось заставлять его. Многие книги, которые Робу приходилось читать в школе, были неинтересными, и Робу было скучно.
Математика
Стив быстро сообразил, как применять математику в жизни.
Например, при игре в солдатики помогало умножение. Умножив количество шеренг на количество колонн в строю, можно было быстро узнать, сколько солдат имеется у тебя и у противника.
Стив также научился считать деньги и сравнивать цены в разных магазинах. Он ходил для родителей за покупками и находил, где можно купить дешевле. А родители дарили ему карманные деньги за то, что он экономил их время.
Он научился играть в судоку и кокуро. В школе на уроках математики Стив быстрее других учеников выполнял то, что задавал учитель, и принимался решать кроссворды. Учитель не возражал, потому что знал, что они помогают тренировать устный счёт.
А Роб решал вместе со всем классом скучные задания. Например, складывал яблоки или просто решал пример за примером.
Рисование
Стив очень любил рисовать. Он хотел, чтобы на его рисунках всё было как живое. Поэтому он старался изучить все секреты рисования – как изобразить движущийся предмет, волны, облака и дым, пейзажи, как показать, что светит солнце. И многое другое. И он рисовал динозавров, корабли и самолёты, военных, города – всё, что ему нравилось. Учитель всегда хвалил его и подсказывал, как можно нарисовать ещё лучше.
А Роб вместе со всем классом рисовал матрёшек, вазы и другие предметы, хотя и не интересовался ими.
Физкультура
Стив любил игры и был очень подвижным. Закончив какой-нибудь рисунок или дочитав книгу, он выбегал во двор и играл с друзьями в обезьян, лазая по деревьям. Или в догонялки-маялки. Или в прятки. Или в вышибалы. Или плавал и бегал наперегонки. Поэтому он был очень сильным и ловким мальчиком. Видя это, учитель совсем освободил его от уроков физкультуры.
Роб же любил сидеть дома за мультфильмами, а в классе вместе с другими учениками вяло делал обычную зарядку – крутил головой, махал руками, бегал по кругу и так далее.
Вывод
Как ты думаешь, чем отличаются паровоз и вагон? Паровозу и его машинисту труднее, но машинист видит из окон намного больше, чем пассажир. К тому же, он выбирает, с какой скоростью ехать и куда повернуть. Ему интереснее путешествовать.
Теперь представь себе, что два мальчика едут на велосипеде. Один крутит педали, другой сидит на багажнике. Конечно, первому мальчику труднее, но он больше видит вокруг себя и решает, куда ехать. Ему интереснее путешествовать.
Наконец, представь себе легковую машину. Впереди сидит водитель, а на заднем сиденье пассажир. И опять, водитель больше устаёт, но видит больше, и решает, куда ехать. Ему интереснее ехать по дороге.

Конечно, Стив сильнее уставал, чем Роб. Но его путешествие по дороге знаний было намного интереснее, чем путешествие Роба.

Сына сказка зацепила, и метафору он понял. На следующий день занимался с большим рвением, стремился опережать план. Потом несколько остыл. Ну что же, я и сам не всегда помню, что лучше быть паровозом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

А вы что думаете?