Вячеслав Черепахин, президент медиагруппы ПРЕМИЯ
По нашей специфике мы используем спичрайтеров для роликов на радио и печатных текстов в газете или Интернете. В зависимости от задач выбираем, кто нужен – чистый рекламщик или спичрайтер по «джинсе», или, как сейчас модно говорить – натив. Самая большая проблема со спичрайтерами рекламных текстов, мало кто понимает специфику радиорекламы. Это и структура текста, и методы написания обращения, продукта и так далее, и даже хронометраж.Поэтому мы работаем с теми авторами, которые понимают наши требования. Причем вначале мы с ними прорабатываем методику и подходы, соответствующие нашим стандартам, а потом делаем пробные работы.
(с) Фонд независимого радиовещания |
Поэтому исторически так сложилось, что мы работаем с небольшим набором авторов и переживаем, когда кто-то выбывает. Потому что готовить нового сложно и затратно.
Вячеслав ведёт блог, много и интересно рассказывая о медиамаркетинге и рекламной индустрии.
Полина Дудченко, руководитель группы лайфстайл-контента агентства Comunica
В PR-агентстве нам нужны авторы, чтобы писать пресс-релизы, редакционные статьи, посты для соцсетей, приглашения и сценарии праздников. Клиентов много, поэтому по темам большой разброс. Бывает, за день успеваешь написать пресс-релиз о презентации нового кофе, поправить статью о криоконсервации и подготовить пост для фейсбука о запуске нового автомобиля.В штате у нас 5 копирайтеров, плюс с нами всегда сотрудничают 5-6 фрилансеров. Мы делимся на две группы: бизнес-контента и лайфстайл-контента. Ребята из группы бизнес-контента работают с банками, страховыми и IT-компаниями и пишут в основном для деловых СМИ.
В моей группе мы ведем FMCG-клиентов и пишем для глянца и лайфстайл-изданий. Можно сказать, что мы все универсалы, и все-таки у каждого свои сильные стороны. Кто-то разбирается в автомобилях, кому-то лучше даются смешные посты для соцсетей, я в какой-то момент стала знатоком кофе и статей для женского глянца.
Что касается авторов со специальными навыками, чаще всего нам нужны люди, сильные в конкретной теме. Помню, что искали молодых мам, медицинских копирайтеров и тех, кто разбирается в программном обеспечении.
Сложнее всего найти человека, который сможет написать, [например], колонку от лица генерального директора страховой компании для «Ведомостей». Чаще всего люди пугаются подобных задач уже на собеседовании и есть ощущение, что таких специалистов в принципе мало. Кандидатов ищем в «Фейсбуке» и на HeadHunter.
Мне кажется, главная мотивация для авторов, которые работают у нас в штате и на удаленке – свобода передвижений, дружелюбное отношение и разная тематика, потому что скучно точно не будет. То есть вы можете работать с Бали и писать о смартфонах, какао и пластической хирургии.
У нас были случаи, когда копирайтер выходил работать в группу бизнес-контента, но отказывался писать о финансах, потому что он «не финансист» или о медицине, потому что он «не врач». Вот этого быть не должно. Наша задача – искать информацию любыми путями, а не только просматривать первые ссылки в «Яндексе». Можно позвонить клиенту и задать вопросы, пообедать со своими другом, который шарит в нужной теме, в конце концов, дойти до соседнего кабинета и взять продукт, о котором пишешь, и потрогать. Мы начинаем давать такому человеку лайфстайловые тексты, которые, на первый взгляд, легче, но и с ними он не справляется. Потому что если копирайтер привык работать поверхностно и не хочет глубоко копать, он в принципе не может делать качественные тексты. В итоге такой человек уходит после испытательного срока.
От автора: то, что работа с агентством Comunica интересна и продуктивна, я подтверждаю на личном опыте.
Дмитрий Тыщенко, совладелец брендингового агентства «Горчица», PR-эксперт
Авторы со специальными навыками нам требуются нечасто. Обычно с задачами справляются люди, владеющие письменной речью и готовые вникать в тему. Однажды только потребовался человек со знанием медицинской темы.Работаем мы в двух форматах. Есть постоянный человек в команде, а при увеличении объёмов отдаём часть работы на аутсорс.
Специалиста непросто найти на любую тему. Даже, казалось бы, самый простой проект порой бывает загублен некачественным исполнением и приходится «вытаскивать» его на своих плечах.
Приходится перелопать много руды, чтобы найти самородок. Подбор копирайтера так же сложен, как и любого другого специалиста. К тому же случается, что люди выдают чужие тексты за свои и обман вскрывается только лишь на этапе аврала, когда нужно быстро написать несложный текст. И по стилю видишь, что пишет совсем другой человек. С такими расстаёмся сразу, без сожалений и препирательств.
Чаще всего нам нужны авторы на составление текстов для сайтов клиентов. Не избитый и дешёвый SEO-копирайтинг, а уникальные экспертные тексты. Здесь важно умение копирайтера брать интервью, работать с информацией, уметь читать «между строк». Впрочем, для составления пресс-релизов и новостей требования у нас почти такие же. Ну, может, чуть помягче.
Толковых по крупицам выискиваю, преимущественно в соцсетях: смотрю, как пишет, какие мысли высказывает в постах, насколько грамотная письменная речь. Близки ли мы по жизненным ценностям, совпадают ли наши взгляды на профессию и клиентов и т. п.
В качестве мотивации авторам ничего необычного не предлагаем. Спрашиваем, во сколько он оценит свою работу над конкретным проектом. В знаках или в целом за объём работы – в зависимости от ситуации и проекта. И честно выплачиваем обозначенную сумму. Если автору удаётся превзойти наши ожидания, радуем надбавкой в виде дополнительных денег.
В моей практике искать копирайтера со спецнавыками пришлось только один раз – для сайта медицинской клиники требовался человек с опытом в медицинском копирайтинге. Но тут даже искать не пришлось. Можно сказать, повезло: человек был весьма активен в соцсетях, позиционировал себя как эксперта в медицинской теме, приводил примеры своих текстов, много рассказывал о своих подходах к работе. В итоге нам осталось только договориться о сроках и стоимости.
А в целом, человек, владеющий грамотной письменной речью, умеющий анализировать и готовый развиваться – по-прежнему большая редкость в рядах копирайтеров.
Дмитрия и его агентство – маленькое, но очень серьёзное – можно отыскать в соцсетях по хэштегам #системныйpr #агентствогорчица #осознанныйбрендинг #продающийкопирайтинг.
Прокунина Ульяна, консультант по управлению маркетингом агентства Pro Business Alliance
Авторы со специальными навыками нужны примерно в половине случаев, с которыми мы работаем, или даже больше. В основном это копирайтеры в специальных отраслях: юриспруденция, медицина, строительство, охранно-пожарная безопасность или иностранные языки. Если есть клиенты из отраслей такого типа, то копирайтинг по этим направлениям требуется ежемесячно.Аналитические материалы, как правило, пишут сами аналитики, так как здесь важно, чтобы информацию излагал тот, кто производил все расчеты и делал выводы.
Обычно мы привлекаем специалистов для удаленной работы (фрилансеров), но поддерживаем с ними постоянный контакт, не разыскивая при этом каждый раз нового сотрудника. Используем совмещение традиционного фриланса и работы сотрудников в штате. Таким образом, получается, что работу выполняет фрилансер, но постоянный. Это позволяет добиться хорошего качества работы, сдачи ее точно в срок и высокой мотивации сотрудника выполнить работу хорошо, чтобы получать дальнейшие заказы.
Наверное, самыми сложными отраслями следует признать медицину и юриспруденцию. Основная сложность в подборе персонала для этих задач – это оценка качества портфолио, а также уже выполненной работы. Здесь так или иначе больше приходится погружаться в образование человека, опыт его работы, а также, что еще важнее, в саму тематику. Иначе просто невозможно оценить, насколько корректно проведена работа. Хорошие авторы в данных отраслях ищутся сложнее, так как их меньше, чем общая масса копирайтеров, а из них еще нужно выбрать наиболее достойных.
Мы регулярно создаем массу контента для клиентов. Конечно, основной объём пишется на сайт. Мы делаем оптимизированные под продвижение сайты, сайты для продаж, поэтому тексты – это основа основ. Над ними трудятся не только копирайтеры, но и, вместе с ними, маркетологи и SEO-специалисты (участвуют в постановке задач и контроле сдачи работы).
Кроме этого, копирайтеры всегда нужны для написания коммерческих предложений для наших клиентов, создания продающих презентаций (например, о компании). Бывают нужны тексты для листовок, рекламных буклетов.
Контент создается и для социальных сетей, e-mail рассылок, лендингов. Часто пишем для разных ресурсов по тематике клиентов: размещаем для них статьи, посты в блогах или на форумах, работаем с отзывами.
А вот аналитические тексты – это прерогатива аналитиков или SEO-специалистов.
Вакансии практически всегда получают отклик, но в сфере копирайтинга очень много людей считают себя настоящими профессионалами – это, пожалуй, неудивительно. Немалое количество заказчиков не способны увидеть ошибки писателя и даже остаются довольны работой, пишут положительные отзывы. Правда, таких заказчиков тоже видно: на фрилансерских сайтах их отзывы написаны с ошибками.
«Бриллианты» среди авторов ищутся очень тяжело еще и по соотношению цена/качество. На данном рынке эти показатели абсолютно не коррелируют друг с другом. Высокая цена за работу никак не гарантирует качества, а за небольшие деньги иногда можно найти вполне толкового специалиста.
Так как мы пользуемся трудом фрилансеров, то и поиск производится на соответствующих сайтах или в социальных сетях. В последнем случае есть много групп, в которых можно подобрать персонал на удаленную работу. Несмотря на то, что все работы проводятся удаленно, мы особенно подчеркиваем, что привлекаем людей именно в команду, а не на разовые работы. В том числе это мотивирует сотрудников ответственнее подходить к делу. Ведь разные проекты от одного заказчика – это отличный опыт работы с разнообразными тематиками, экономия времени на поиске новых заказчиков, а также стабильность оплаты.
Авторов со специализацией ищем довольно часто. Сайты фриланса здесь отлично помогают. Единственное, что времени на поиск таких сотрудников уходит намного больше – в силу специфики тематики приходится тщательнее просматривать портфолио, анализировать соотношение цены и качества. Здесь больше ответственности на контролере/руководителе этой работы, так как все ошибки сотрудника – это фактически ошибки того, кто занимается наймом персонала на проект. Следует отметить, что правила подбора здесь общие и от специфики тематики, пожалуй, не зависят.
Не хочется быть обвиненной в гендерной дискриминации, но женщины, чаще всего, справляются с этими задачами лучше (в смысле соотношения цена/качество). Среди таких сотрудников часто много мам в декретном отпуске, но далеко не все они действительно обладают знаниями и хорошо мотивированы. Тут нужен индивидуальный подход. Особенно хорошо работается с женщинами старшего возраста– здесь и отличный багаж знаний, и относительная свобода от домашней рутины и детей, и приемлемые пожелания по оплате труда. В целом можно сказать, что проблем с подбором не было никогда, все случаи поиска увенчались успешно, поэтому формула работы с «постоянным фрилансером» весьма эффективна.
Люди, работающие на фрилансе, хорошо знают, что основная сложность – это обеспечить себя заказами. Иначе может оказаться «то густо, то пусто». На поиск заказчиков нужно тратить драгоценное время, проводить с ними переговоры, а еще успевать делать работу. Поэтому основной бонус, который мы предлагаем – это стабильность заказов. Можно продолжать работать удаленно, в комфортном для себя режиме, но при этом иметь постоянные заказы, с гарантией оплаты, на понятных условиях, которые не сменятся неожиданно от проекта к проекту, не тратить время на постоянный поиск новых заказчиков. Наверное отчасти это можно отнести к нематериальным бонусам. Отчасти– потому, что время и гарантии– это тоже своего рода деньги.
Агентство Pro Business Alliance можно найти ВКонтакте и Facebook по запросу @marketingforbusinessman или зайдя на www.pballiance.ru.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
А вы что думаете?