Что если бы веганы перестали называть себя веганами?

Мы встретились в аэропорту, бразилец и двое русских. Пожали руки. Кто-то взглянул на часы и сказал: "До погрузки ещё два часа. Ну что, подождём в каком-нибудь кафе?"
Когда мы расположились за свободным столиком, я объяснил подошедшей официантке, что ем только фрукты и овощи и спросил, что из блюд в меню подходит. Оба моих спутника, бразилец и русский, глянули на меня с новым удивлением, а один из них спросил: "О, так ты веган?" "В общем, да, - ответил я. - Хотя обычно я не использую это слово". "Почему?!" - Оба выглядели заинтригованно.

А в самом деле, почему?

Говоря попросту, назваться веганом значит рисковать сразу подпортить отношения.
Помню, как меня назначили работать с новым партнёром. Он был отличным парнем, пока не узнал за обедом, что я веган, и превратился буквально в тролля. Перемена была такой внезапной, словно слово было чем-то вроде заклятия.
Конечно, большинство людей остаются вежливыми и приятными. И всё же они внутренне собираются и становятся заметно осторожнее в словах, будто им шепнули на ухо: "Да не волнуйтесь. Обычно он не опасен". С этого момента о непринужденной беседе и речи быть не может.
Многим веганам проблема хорошо знакома.
"Каждый раз по-разному, от человека зависит", - ответил мне Петр Чех. - "Бывают люди, для которых слово 'веган' звучит как прямой вызов". Сам факт, что кто-то может усмотреть в Петре - спокойном, умном и вежливом датчанине - хоть какой-то вызов, выглядит дико. Но это факт.
Независимо друг от друга мы оба постепенно пришли к примечательного наблюдению. Назови себя веганом и тебя распнут. Скажи, что ешь фрукты (овощи, грибы, орехи - что угодно!) и отношение к тебе будет примерно как к аллергику или диабетику.
Так и в вышеупомянутой поездке втроём: с первой встречи в аэропорту отношения установились естественные и дружелюбные до самого конца. Парни искренне интересовались моим образом жизни. Припоминаю даже, как кто-то из них пробовал вегетарианские блюда, когда мы обедали вместе.
"Обычно я говорю, что ем только фрукты и объясняю ровно то, что спрашивают", - добавил Петр. "Это почти никогда не вызывает сопротивления".

Сила слова

На что люди так реагируют - на слово само по себе? Или веганы "включают" какой-то особый тон или выражение лица?
На эти вопросы можно получить ответ, если поставить психологический эксперимент, в котором влияние личности, произносящей слова, удастся полностью исключить. Что я и сделал в прошлом году, проведя опрос на группе добровольцев с учетом этого условия (огромное спасибо, друзья). Респондентов попросили проследить, как изменилось отношение их отношение к человеку после того, как им сказали, что этот человек а) веган, б) ест только фрукты, в) любит красный цвет. Можно ещё упомянуть, что большинство участников не были знакомы с диетой автора исследования. И вот результат:
Да, слово имеет собственное влияние.

Люди ничего не имели против фруктов, большинство стали лучше относиться к этому человеку. Чуть менее благосклонно они принимали красный цвет (наверное, это естественно). Ну, а наименее радостно воспринимали люди новость, что общаются с веганом. У одного человека отношение даже ухудшилось, хотя в анкете не было никаких оснований для суждений - ни имени, ни фотографии, ни голоса.
Ну, а раз так, то если вам не хочется сталкиваться с негативным отношением со стороны прочих людей, можно просто изменить способ, которым вы объясняете окружающим свои пищевые особенности, заменив "Я веган" на "Я ем...". Без сомнения, вывод не разрешает все конфликты вокруг еды. Это лишь маленький шаг к гармонии в отношениях между веганами или вегетарианцами и остальными людьми, очко в копилку доверия.
 

Когда я рассказал о результате своему наставнику Дугу Грэму, он ответил в своей обычной философской манере: "Есть глубокая разница на двух уровнях между сопоставлением себя с системой верований, религией, трендом или культом и чисто практическим следованием пищевым привычкам. Одно дело, если некий потребитель делает выбор в пользу растительной пищи, открывая для себя целый мир того, что он может сделать и чему может научиться просто потому, что становится здоровым и продуктивным человеком, и совсем другое - запереться в идентификации себя как вегана. Различие поощряет вегана попробовать жизнь на вкус. Слушателю, впервые коснувшемуся идеи веганизма, слова о том, что вы предпочитаете растительную пищу, открывают возможность примерить этот вариант на себя, не чувствуя себя отвергнутым, иметь право совершить выбор без страха осуждения".

Вегетарианцы и вегетарианцы

На десятилетие свадьбы отец подарил мне и супруге недельную путёвку в отель с вегетарианским рестораном. Я был тронут очевидным свидетельством того, что он старается принять мой вегетарианский выбор. Как ни жаль, пришлось отказаться от подарка после того, как я просмотрел сайт отеля. Моя спина была влажной, когда я объяснял ему, почему меню отеля нам не подошло.
Немногие могут описать свою диету, просто сказав "я веган" или "я вегетарианец". "Да, слово вегетарианец позволяет разные интерпретации и значения, - согласился Дуг. - Самый частый - оволактовегетарианцы, когда исключается мясо, но остаются яйца и молочные продукты. Многие люди считают себя "по большей части вегетарианцами" или разрешают себе курицу или рыбу, так называемые половегетарианцы и песковегетарианцы. Существуют ли оволактополопесковегетарианцы? Наверняка".
Существуют десятки вегетарианских и веганских диет. Фрукторианцы ещё везунчики, их диета одна из простейших на планете для объяснения. Ну а как насчёт программы Притикина, низкоуглеродной и высокоуглеродной диет, нежирной и жирной, низкобелковой и белковой, сыроедения?
Везёт американцам, у них есть традиция спрашивать гостей заранее про пищевые предпочтения. В России, где я живу, такой привычки нет. Поэтому проще объяснить другим свою диету, прямо назвав, что вы едите. Это, кстати, касается и аллергиков, диабетиков и религиозных людей, а не только вегетарианцев.

Если все вегетарианцы...

Если все супергерои, то никто не супергерой.
Синдром, "Суперсемейка".
Опрос, который мы обсуждаем, можно считать международным, среди участников были американцы, европейцы, русские, индийцы и так далее.
Однако в конкретных частях света отношение к вегетарианцам может сильно отличаться от среднего. В более продвинутых сообществах к ним относятся лучше. "40 лет назад, когда вы произносили слово "веган", то в лучшем случае встречались с пустым взглядом, как если бы сказали, что ваш дедушка был пришельцем со звезды Вега, - вспоминает доктор Дуглас. - 20 лет назад люди стали больше знать о веганах и начала набирать силу враждебность и другие формы защитной реакции со стороны тех, кто стремился сохранить статус-кво и не был готов измениться, поэтому само существование вегетарианцев было болезненно. В наше время веганы приняты обществом и мирно сосуществуют с остальными людьми в спокойном понимание, что мясоедение однажды отомрет так же, как постепенно отмирает курение".
В таких странах назваться веганом неопасно, а может быть, даже выгодно. "Теперь назвать себя веганом равносильно сигналу "я с вами" или "я тоже хочу", - говорит Дуглас. - Вроде "я с этим не очень знаком", что агрессии не вызывает".
В 2018 году британская сеть супермаркетов Witerose опубликовала данные, что уже каждый восьмой британец - вегетарианец и веган, и еще 21% покупателей и называют себя флекситарианцами, то есть питаются растительной пищей, лишь иногда добавляя к ней мясные продукты.
Где-нибудь в ближайшем будущем может появиться часть света - страна или город - которая полностью перейдет на растительные продукты. Что будет тогда? Что получится, если все люди веганы?
Тогда никто не веган.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

А вы что думаете?